Учимся произносить правильно звук [Ш]
Школьник, школьник, ты силач –
Шар земной несешь, как мяч.
Звук [Ш] входит в группу так называемых шипящих звуков, которую вместе с ним образуют звуки [Ж], [Ч], [Щ].
По акустическим и артикуляционным свойствам [Ш] относится к согласным звукам, поскольку характеризуется наличием шума, который образуется в процессе преодоления преграды на пути прохождения воздушной струи.
Итак, [Ш] – согласный, ротовой, щелевой, или фрикативный, переднеязычный, глухой, твердый. По признаку «твердости» - «мягкости» этот звук непарный, так как не имеет мягкой пары.
Его можно считать основным звуком данной группы, в силу того, что на основе артикуляции [Ш] вырабатывается правильное произношение остальных шипящих звуков.
Правильная артикуляция звука [Ш] довольно сложна и требует слаженной работы губ, языка, челюстей и мягкого неба.
Во время произнесения звука [Ш] губы слегка выдвинуты вперед; зубы чуть-чуть приоткрыты; передний край языка поднят вверх (к альвеолам) и образует щель с передней частью твердого неба; мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; голосовые связки разомкнуты и голос не образуется; сильная выдыхаемая струя теплая.
Для овладения правильным произношением звука [Ш] в средней и старшей группах детского сада иногда достаточно предложить ребенку повторить звук за взрослым и привлечь внимание к работе органов артикуляции. Однако зачастую требуется более кропотливая работа, включающая подготовку артикуляционного аппарата к правильному произнесению звука. Поэтому процесс формирования правильного произношения звука [Ш] следует начинать с артикуляционной гимнастики.
Главной задачей артикуляционных упражнений является укрепление кончика языка и выработка целенаправленной воздушной струи.
|