Искусство речи










Учимся произносить правильно звук [Ш] 

Школьник, школьник, ты силач –

Шар земной несешь, как мяч.

Звук [Ш] входит в группу так называемых шипящих звуков, которую вместе с ним образуют звуки [Ж], [Ч], [Щ].

По акустическим и артикуляционным свойствам [Ш] относится к согласным звукам, поскольку характеризуется наличием шума, который образуется  в процессе преодоления преграды на пути прохождения воздушной струи.

Итак, [Ш] – согласный, ротовой, щелевой, или фрикативный, переднеязычный, глухой, твердый. По признаку «твердости» - «мягкости» этот звук непарный, так как не имеет мягкой пары.

Его можно считать основным звуком данной группы, в силу того, что на основе артикуляции [Ш] вырабатывается правильное произношение остальных шипящих звуков.

Правильная артикуляция звука [Ш] довольно сложна и требует слаженной работы губ, языка, челюстей и мягкого неба.

Во время произнесения звука [Ш] губы слегка выдвинуты вперед; зубы чуть-чуть приоткрыты; передний край языка поднят вверх (к альвеолам) и образует щель с передней частью твердого неба; мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; голосовые связки разомкнуты и голос не образуется; сильная выдыхаемая струя теплая.

Для овладения правильным произношением звука [Ш] в средней и старшей группах детского сада иногда достаточно предложить ребенку повторить звук за взрослым и привлечь внимание к работе органов артикуляции. Однако зачастую требуется более кропотливая работа, включающая подготовку артикуляционного аппарата к правильному произнесению звука. Поэтому процесс формирования правильного произношения звука [Ш] следует начинать с артикуляционной гимнастики.

Главной задачей артикуляционных упражнений является укрепление кончика языка и выработка целенаправленной воздушной струи.

 

 

Яндекс.Метрика