Warning: include(include/top1.htm): failed to open stream: No such file or directory in /home/virtwww/w_corrects_d71cc94c/http/spchprt1.php on line 4 Warning: include(): Failed opening 'include/top1.htm' for inclusion (include_path='.:') in /home/virtwww/w_corrects_d71cc94c/http/spchprt1.php on line 4

Что необходимо знать о развитии речи

Язык есть настолько неотъемлемая принадлежность нашей жизни, что мы воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся и редко задумываемся над тем, что же собой представляет наш язык, как мы говорим на нем, как мы обучаемся говорить.

Традиционно различают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и слушание. Они связаны попарно и определены двумя формами реализации системы языка – устной и письменной.

Язык самым непосредственным образом связан с мышлением. Язык – орудие мышления. Как показали психологи, процесс мышления сопровождается так называемой внутренней речью. С помощью языка становится возможным планирование интеллектуальной деятельности и осуществление функции регулирования поведения человека.

Всю жизнь человек участвует в процессе познания действительности. Познавательная потребность удовлетворяется в значительной степени благодаря языку.

Человек фиксирует в языке свои знания и передает их людям, получая новые знания. Чрезвычайно образно высказался по этому поводу Бертран Рассел:

«Язык есть средство превращения нашего личного опыта в опыт внешний и общественный. Собака не может рассказать свою биографию, как бы красноречиво она ни лаяла, она не может сообщить вам, что её родители были хотя и бедными, но честными собаками. Человек же может сделать и делает это».

Потребность в общении всегда определяет овладение языком. Ребенок учится языку потому, что ему надо участвовать в совместной деятельности со взрослыми, а для этого надо понимать, что ему говорят и говорить самому.

Следует отметить, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с детьми следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Уже давно и бесспорно доказано, что  часто те или иные нарушения речи наблюдаются у  детей, которые не получили в раннем детстве правильного речевого воспитания. В большей степени это относится к нарушениям лексико – грамматической стороны речи. Ученые утверждают, что до 5 лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 25 – 30 тысяч слов, в то время как от 5 до 60 он усваивает примерно столько же.

Задача взрослых – создание условий для правильного речевого развития.

Находясь рядом с ребенком, необходимо общаться с ним, обращая внимание на окружающие предметы, правильно называть их, рассказывать о их назначении и, когда возможно, о происхождении. Чем шире и богаче словарный запас, тем выше уровень мышления.

Очень важно научить ребенка уточнению непонятных слов в процессе чтения. Без словарной работы, без объяснения значения непонятных, незнакомых слов и выражений чтение любой, даже самой увлекательной, книги будет бесполезным занятием.

Важно научить ребенка  последовательно пересказывать содержание услышанного или прочитанного, четко выражать свои мысли. Это умение должно быть сформировано в дошкольном возрасте.

Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную структуру и степень выраженности. Следует отметить, что фонематические  и  лексико – грамматические  нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому их можно не заметить. Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того,  что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Если до начала школьного обучения нарушения речи были не выявлены или не преодолены, необходимо проводить коррекционную работу в процессе формирования основных учебных умений и навыков в ходе специально разработанной логопедом программы.

Обобщая, следует отметить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Яндекс.Метрика