Искусство речи










Причины нарушения чтения

В силу ряда причин процесс овладения навыком чтения может быть нарушен или затруднен. Выделяют следующие механизмы нарушения чтения:

  • несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственных);
  • несформированность языковых операций (фонематических, морфологических, синтаксических);
  • нарушение семантических операций.

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются, в основном, следующие термины: "алексия"- полное отсутствие чтения; "дислексия", "дислексия развития", "эволюционная дислексия"- для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением, в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазии.

Применительно к контингенту учащихся общеобразовательной школы речь идет о дислексии, которая может рассматриваться как частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Ошибки могут выражаться в заменах и смешении букв, побуквенном чтении, искажении звуко - слоговой структуры слова, в неправильном употреблении грамматических форм (аграмматизме), нарушении понимания прочитанного.

Дислексические ошибки необходимо отличать от ошибок при чтении иного характера. Например, многие дети, начинающие читать, неправильно прочитывают слова, но затем в процессе обучения подобные ошибки у них исчезают. Ошибки же дислексического характера сохраняются продолжительное время и носят стойкий характер. Другая особенность ошибок при дислексии заключается в том, что они являются специфическими, повторяющимися, типичными.

При устранении дислексий необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обусловливают нарушение как устной, так и письменной речи.

Поэтому при устранении дислексий логопедическое воздействие направляется на весь комплекс речевых нарушений устной речи, чтения и письма.

 

 

Яндекс.Метрика