Развитие ручной моторики
Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
- Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
- Складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв.
- Обведение контуров предметных изображений.
- Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
- Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.
- Наматывание ниток на катушку, клубок.
- Застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
- Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
- Работа с мозаикой.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
- Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.
- С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения.
Пальчики «здороваются»
- Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки;
- то же упражнение выполняется пальцами правой руки;
- то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;
- пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
Дети бегут
- Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу;
- то же упражнение проводится пальцами левой руки;
- то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).
Игра на рояле
- Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
- одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
- двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
В процессе развития ручной моторики обращается внимание как на кинетическую организацию движений, так и на кинестетическую основу двигательного акта. Каждое из приведенных выше упражнений может быть использовано как с одной, так и с другой целью. Для развития кинестетических ощущений детям предлагается выполнить упражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданное логопедом. Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.
С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.
«Пальчики»
- Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
- Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)
- Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный палей.)
- Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
- Этот пальчик уж уснул. (Загибают указательный палец.)
- Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой палец.)
- Встали пальчики, ура. (Распрямляются пальцы рук.)
- В школу нам идти пора. (Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» по столу.)
- Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
«Этот пальчик…»
- Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
- Этот пальчик – дедушка. (Сгибают большой палец.)
- Этот пальчик – бабушка. (Сгибают указательный палей.)
- Этот пальчик – папочка. (Сгибают средний палец.)
- Этот пальчик – мамочка. (Сгибают безымянный палец.)
- Этот пальчик – я. (Сгибают мизинец.)
- Вот и вся моя семья. (Разгибают пальцы.)
- Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.
Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезывания) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.
Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 минут на каждом занятии подготовительного этапа.
|