Приемы постановки звука [Р]
После того, как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, пробуем вызвать звук "Р". Важно соблюсти некую «тонкость» инструкции: не следует просить ребенка произнести звук [Р], так как стремление во что бы то ни стало овладеть этим ярким звуком может спровоцировать «горловое» произнесение. Дело в том, что заставить дрожать «непокладистый» кончик языка гораздо сложнее, нежели мягкое небо или небную занавеску. Можно предложить малышу «завести моторчик»,
подражая рокоту самолета или рычанью собаки – "ррррр…", или карканью вороны – "карррр…".
Если же этого окажется недостаточно, следует нацелиться на постановку звука.
Постановка звука [Р] может осуществляться разными способами.
Остановимся на наиболее распространенных приемах.
- Поэтапная постановка [Р].
На первом этапе ставится фрикативный (щелевой, или проторный) звук без вибрации.
Этот звук образуется при длительном произнесении за верхними зубами звука [З], близкого к [Ж]; широкий передний край языка при этом должен находиться непосредственно у альвеол (бугорков за верхними зубами). Сильная воздушная струя проходит в щель между передним краем языка и деснами, задевая кончик языка.
Полученный таким способом звук следует сразу вводить в слоги, чтобы формировать новый стереотип произнесения и закреплять положение кончика языка за верхними зубами для дальнейшей работы над артикуляционным укладом столь сложного звука.
(Фрикативный - образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи; щелевой (о звуке).
Второй этап постановки звука [Р] нацелен на выработку вибрации с механической помощью. Для этого в дело пускается предназначенный для постановки звука [Р] зонд с шариком на конце. Однако подойдет и чисто вымытый указательный палец или резиновая сосочка, набитая ватой. На худой конец, можно попросить у бабушки пластмассовый вязальный крючок, по возможности, толстенький и округлый по форме. В любом случае, манипуляции идентичны: во время произнесения проторного звука [Р] следует проводить под языком, прикасаясь пальцем или зондом, вправо и влево для вызывания колебаний передней части языка. Сильная выдыхаемая струя, направляемая на кончик языка, вызывает легкую вибрацию.
Как правило, впечатления, полученные в результате апробации этого нового умения, являются мощным стимулом к применению звука в спонтанной речи, в случае, если звук [Р] ребенок не произносил.
Добавив к проторному звуку [Р] гласные "а", "э", "ы" – звуки, наиболее нейтральные в плане движения губ и не требующие дополнительного напряжения, прокладываем мостик к произнесению слов с новым звуком.
- Постановка звука [Р] от звукосочетания [ЗА]. Действия, сходные с вышеописанными.
- Постановка от звука [Д].
В этом варианте постановки при широко открытом рте и положении кончика языка за верхними зубами (у самых альвеол), следует произносить звук [Д] – сначала медленно, затем в более быстром темпе. В момент произнесения "дддд…" с помощью подложенного под язык пальца или зонда совершать колебательные движения из стороны в сторону, тем самым способствуя выработке вибрации.
Перечисленные приемы можно считать универсальными для коррекции произношения звука [Р], однако, в зависимости от вида ротацизма существуют нюансы в подходе к исправлению дефекта.
Следует заметить, что приступать к работе над правильной артикуляцией звука [Р] надо с большой осторожностью, так как особенностью данного звука является упоминаемая выше своеобразная «неразборчивость»: если не удается вызвать вибрацию кончика языка, роль вибратора берет на себя мягкое небо или небная занавеска. В результате, приобретенный звук не будет соответствовать произносительной норме, и потребуется коррекция уже нового звука. Чтобы избежать осложнений, желательно обратиться к логопеду и получить его рекомендации.
|