Искусство речи










Какие ошибки могут считаться логопатическими (дисграфическими)

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  • пропуски букв и слогов – "трва" (трава), "кродил" (крокодил), "пинёс" (принес);
  • перестановки букв и слогов – "онко" (окно), "звял" (взял), "пеперисал" (переписал), "натуспила" (наступила);
  • недописывание букв и слогов – "красны" (красный), "лопат" (лопата), "набухл" (набухли);
  • наращивание слов лишними буквами и слогами – "тарава" (трава), "катораые" (которые), "бабабушка" (бабушка), "клюкиква" (клюква);
  • искажение слова – "наотух" (на охоту), "хабаб" (храбрый), "чуки" (щеки), "спеки" (с пенька);
  • слитное написание слов и их произвольное деление – "нас тупила"(наступила), "виситнастне" (висит на стене),"у стала" (устала);
  • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – "Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером";
  • замена одной буквы на другую – "зуки"(жуки), "панка" (банка),"тёльпан" (тюльпан),"шапаги" (сапоги);
  • нарушение смягчения согласных – "васелки" (васильки), "смали" (смяли), "кон" (конь).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  • аграмматизм – "Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять жёлтеньки спилёначки" (пять жёлтеньких цыплят);
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – "вкармане", "при летели", "в зела"(взяла),"подороге".

Если в письменных работах вашего ребенка встречаются подобные ошибки, обратитесь за консультацией к логопеду!

 

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к  учащимся-логопатам со  стороны учителя и логопеда. Прежде всего следует обратить внимание на то, что логопатические ошибки необходимо отличать от ошибок, обусловленных недостаточным усвоением того или иного правила грамматики. Также надо заметить, что  при оценке работы учащегося ошибки логопатического характера засчитываться не должны.

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов должна способствовать успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.

(По материалам книги Ефименковой Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов" М., 1991.)

 

Яндекс.Метрика